Парфия в I в. н. э.

Парфия в I в. н. э.

Последние греко-македонские династы в Восточном Иране и Средней Азии

Несмотря на то, что имеющиеся в распоряжении науки сведения о внутренней жизни племён и народностей, входивших в состав Парфянского царства, чрезвычайно скудны, можно всё же наблюдать существенные перемены в ней, начиная примерно с рубежа нашей эры.

В Восточном Иране, Средней Азии и Северо-Западной Индии греко-македонские династы были окончательно уничтожены к середине I в. до н. э. под нажимом местного земледельческого населения и его соседей — кочевников. Саки, проникшие, как было показано выше, во II в. до н. э. в восточноиранские области—Дрангиану и Арахосию, продвинулись дальше на восток и захватили Гандхару. Хронология этих событий ещё очень слабо разработана. Вероятно, сакский царь Мога (по-гречески Мауэс), завоевавший Гандхару, правил на рубеже II—I вв. до н. э.

К этому времени в руках греческих династов оставались лишь небольшие куски территории к востоку от реки Гидаспа (современный Джелам), где правил Гиппострат, и к западу от Гандхары (современный Северный Афганистан), где царствовал Гермей. Между этими двумя областями, разъединяя их, вклинились владения саков. Известно, что Гермей обратился за помощью к китайцам, которые были заинтересованы в усилении своего влияния в Средней Азии. Ему, действительно, удалось получить помощь от китайцев, а чтобы противостоять сакам, он заключил, кроме того, союз с вождями племени кушанов.

Новые государства в Восточном Иране. Начало раСпада Парфии

Около этого же времени в восточных областях Ирана складывается полусамостоятельное княжество, правители которого носят парфянские имена. Не лишено вероятия, что правящая династия этого княжества была связана со знатным парфянским домом Суренов, может быть, даже была ветвью этого дома. В начале I в. н. э. в Арахосии и дальше на восток правили цари, также носившие парфянские имена и связанные с восточноиранскими династиями.

К I в, н. э. относится, как уже говорилось, и окончательное сложение Кушанского царства. Образование сакских княжеств и Кушанского царства, гибель последних самостоятельных эллинистических государств в Азии — все эти события следует рассматривать как определённые этапы борьбы народов Ирана и Средней Азии против чужеземцев.

Аналогичные явления происходили и в Парфии в I—II вв. н. э. Первым признаком своеобразной антиэллинистической реакции, усиления местных элементов во всех областях культуры и, повидимому, зарождения каких-то новых форм общественной жизни является постепенная «варваризация» греческих легенд на монетах. Существенное значение имели также первые попытки кодификации священных книг, сопровождавшие оформление религии зороастризма.

В то же время становится всё более заметным процесс распада Парфянского царства, которое отнюдь не было монолитным даже в годы своего наибольшего могущества.

Отношения с Римом

Отношения Парфии с Римом во время принципата Августа формально были мирными. Однако Рим не переставал плести интриги на Востоке, чтобы укрепить там своё влияние. Как результат успеха римской политики нужно рассматривать посылку Фраатом IV четырёх сыновей с семьями в Рим и бракосочетание того же парфянского царя с римской рабыней Мусой, подаренной ему Августом.

Несмотря на то, что некоторые римские авторы сообщают о стремлении Августа начать большую кампанию против парфян, войны не было много лет. Римский ставленник Вонон был свергнут знатью, и власть захватил Артабан III, связанный с антиэллинистической и антиримской оппозицией.

Артабан III (около 12—38) пытался, повидимому, усилить центральную власть. Однако он встретился со значительными трудностями. Распад Парфянского царства становился всё более заметным. Новое столкновение с Римом, возникшее опять из-за Армении, втянуло Артабана в сложную борьбу в Закавказье. В самой Парфии римляне выставили против Артабана сначала одного, а потом и второго претендента из числа парфянских царевичей, живших в Риме. Положение ещё более осложнилось большим восстанием, вспыхнувшим в важнейшем эллинистическом центре Месопотамии — Селевкии на Тигре, поддерживавшей, подобно другим эллинистическим полисам Месопотамии, римского ставленника Тиридата III.

Артабан III, опираясь на восточные области, на саков и дахов, сумел после ряда неудач вытеснить Тиридата из Месопотамии. Однако Селевкия продолжала сопротивляться/ Семь лет (35—42 гг.) держался город, сохраняя независимость и не чеканя царской монеты.

Рим продолжал вести по отношению к Парфии свою традиционную политику, стремясь обеспечить за собой на первое время Армению, а затем и Месопотамию. Не имея возможности предпринять большую кампанию, римляне стремились найти в самой Парфянской державе такие элементы, которые явились бы проводниками римской политики. Они рассчитывали, во-первых, на жителей эллинистических городов Ближнего Востока, а во-вторых, на представителей знати, стремившихся к самостоятельности. Кроме того, они использовали в своих интересах недовольство народов Закавказья, в частности иберов, опасавшихся могущества парфян.

Продолжительность царствования Артабана III показывает, что ему всё же удалось достичь некоторой стабилизации. Однако после его смерти власть в государстве оспаривалась представителями знати, не принадлежавшими к аршакидскому дому.

Только около 51 г. Аршакиды снова приходят к власти. При Вологесе I (римская форма парфянского имени Валарш; 51 — около 80) произошёл ряд важных событий в истории Передней Азии. Снова разгорелась борьба между Парфией и Римом. Началась она и на этот раз с интриг и политической борьбы в Армении, но в 54 г., как уже упоминалось, император Нерон послал на Восток полководца Домиция Корбулона, который должен был начать военные действия.

Корбулону удалось к 60 г., поставив Армению под свой контроль, изгнать парфянского ставленника Тиридата, представителя дома Аршакидов. Однако парфяне после первых неудач предприняли ряд энергичных действий, армяне же проявили к римлянам столь явную ненависть, что Корбулон счёл за лучшее начать переговоры о перемирии.

Два посольства Вологеса в Рим не достигли желанных результатов. Наконец, в 63 г., как об этом говорилось выше, было принято компромиссное решение: Тиридат сохранял за собой армянский престол, но должен был получить корону в Риме из рук императора. Такой исход, несомненно, следует признать успехом Парфии, которая сохраняла своё влияние в Армении, посадив на армянский престол представителя династии Аршакидов.

После этого настал сравнительно мирный период. Вологес I поддержал Веспасиана в его борьбе за императорскую власть и даже предлагал ему отряд конницы. После разгрома Иудеи он поздравил Тита с победой. Между 72 и 74 гг. в Закавказье и Мидию Атропатену вторглись аланы, занимавшие в это время обширные степи между Азовским и Каспийским морями. Вологес обратился к Веспасиану с просьбой о помощи, но тот ответил отказом, хотя и принял ряд мер по укреплению обороны находившейся под римским влиянием Иберии.

Мирные отношения между Римом и Парфией продолжались ещё некоторое время, однако это вовсе не означало подлинного умиротворения на Ближнем Востоке. Противники внимательно следили друг за другом и стремились использовать все возможности, чтобы повредить один другому. Так, в начале 80 г. боровшиеся в здо время за власть в Парфии Артабан IV и Пакор II поддерживали самозванцев, выдававших себя за Нерона.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Парфия в I в. н. э." в других словарях:

  • ПАРФИЯ — см. Парфянское царство …   Большой Энциклопедический словарь

  • Парфия —         древнее государство в Азии (около 250 до н. э. 20 е гг. III в. н. э.). Возникло к югу и юго востоку от Каспийского моря, в середине I в. до н. э. подчиняло обширные территории от Месопотамии до границ Индии. Первоначально искусство Парфии …   Художественная энциклопедия

  • Парфия — (Parthia), древн. гос во в Азии, вначале сатрапия (сатрап) империи Ахеменидов, затем перешло под контроль Селевкидов. Традиционно основанием Парфянского царства считается 247 г. до н.э., когда Аршак I поднял восстание против Селевкидов. К кон. 2… …   Всемирная история

  • Парфия — Парфянское царство Parθava (Pahlav/Pahlavanigh) Империя ← …   Википедия

  • ПАРФИЯ — в древности территория, расположенная к юго востоку от Каспийского моря, которая с 6 в. до н.э. и вплоть до завоевания ее Александром Великим числилась провинцией Персидского царства. После смерти Александра Парфия входила в состав государства… …   Энциклопедия Кольера

  • Парфия — см. Парфянское царство. * * * ПАРФИЯ ПАРФИЯ, см. Парфянское царство (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) …   Энциклопедический словарь

  • Парфия — (греч. Parthika)    государство, возникшее в сер. III в. до н.э. на юге и юго востоке от Каспийского моря; существовало до 20 х годов III в. н.э. В сер. II в. до н.э. было великой державой, включавшей весь Иран и Месопотамию. Поддержка армянским… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Парфия (правители) —     Парфия (ок. 248 до н.э. ок. 227 н.э.)*     Аршак I ок. 248 215     Аршак II ? ок. 190     Фрияпатий ок. 190 176     Фраат I ок. 176 171     Митридат I ок. 170 139     Фраат II ок. 139 129     Артабан I ок. 128 124     Митридат II ок. 124 88… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Парфия и Парфяне — (ή Παρθία, Παρθυαία, Παρθυηνή, Parthia), в широком значении слова, обнимала громадное пространство Западной Азии от Евфрата на З до Арахозии на В и от Каспия на С до Красного моря на Ю. В ее состав, как Imperium Orientis, входили 18 провинций: 11 …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Парфия, Парфяне — (Деян. 2, 9) – под парфянами разумеются здесь в Деяниях Апостольских или иудеи, живущие между парфянами, пришедшие на праздник в Иерусалим, или природные парфяне, обращенные из язычества в иудейскую веру (сн. ст. 10). Парфия – большая… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ПАРФИЯ —    • Parthĭa, Parthi.     I.          География.          Парфяне, Πάρθοι или Παρθυαι̃οι, неизвестного, вероятно, туранского происхождения, следовательно, не родственные с арийскими персами, жили в стране, лежащей к югу от берегов Каспийского… …   Реальный словарь классических древностей


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»